Таможенный конфискат
 
 

Предварительное информирование оформление сгр

оформление сгрЕвразийской экономической комиссией (ЕЭК) разработан и принят пакет решений оформление сгр, посвященных предварительному информированию. Срок вступления в силу у всех решений одинаков – 1 июля 2019 года. В преддверии этого момента считаю уместным разобраться с тем, что авторы заложили в данные документы.

Для начала отмечу уникальность предварительной информации (ПИ), по крайней мере на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эта уникальность заключается в отсутствии аналогов ПИ среди бумажных документов. Любой иной электронный документ представляет собой либо оцифрованный бумажный аналог, либо срез базы данных, составленной на основе таких документов.

В этой ситуации есть и плюсы, и минусы. К первым можно отнести, например, тот факт, что над разработчиками нормативных актов не довлели никакие прежние исторические аналоги, которые предписывают заполнять графы документов с использованием знака разделителя («-» или «/»). Также не нужно указывать общее количество листов в документе. К минусам отнесу отсутствие устоявшейся практики состава и содержания нормативных актов, определяющих электронный документооборот, как это уже давно сделано для бумажных документов.

Кроме этого, задача осложняется тем, что разрабатываемые нормативные акты не должны вторгаться на территорию технических и технологических особенностей работы информационных систем таможенных органов (ИС ТО), так как эти вопросы регулируются исключительно национальным законодательством, а документы не должны содержать порядки совершения таможенных операций, которые уже были отрегулированы ранее иными актами.
    Истоки возникновения предварительного информирования лежат в Рамочных стандартах безопасности (SAFE, Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade) Всемирной таможенной организации (ВТамО). Сегодня она объединяет 182 таможенные администрации по всему миру, на долю которых приходится до 98% мировой торговли. Первую версию стандартов Совет ВТамО принял в июне 2005 года, а последнее издание было опубликовано в 2018 году. Среди основных целей в них заявлены сдерживание международного терроризма, обеспечение сбора доходов в госбюджет и содействие упрощению процедур торговли во всем мире.

    Следует уточнить, что стандарты построены на трех опорах безопасности: взаимодействии таможенных служб, их партнерстве с предпринимательским сообществом и сотрудничестве между таможенными службами и другими государственными контролирующими органами (ГКО). Каждая из опор имеет свой набор стандартов, которые раскрывают понимание их содержания. Так, начиная с самой первой версии, стандарт № 6 первой опоры предписывает, что в целях оценки рисков таможенным органам следует требовать своевременного представления предварительной электронной свидетельство о государственной регистрации информации.

    оформление сгрЛогическое развитие нормы предварительного информирования из стандартов безопасности получили в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК Союза): в статье 2 дано определение предварительной информации, как «сведений в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза; транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза; пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза».

    Прежде чем продолжить разбор предварительного информирования, сделаю два отступления. Во-первых, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года («Протокол об информационно-коммуникационных технологиях», Приложение № 3) приведены два очень важных определения:

    «Электронный вид документа» - это информация, сведения, данные, представленные в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи и обработки с использованием информационно-коммуникационных технологий с соблюдением установленных требований к формату и структуре;

    «Электронный документ» - это документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

    Благодаря этому произошел качественный переход от понятия «электронная копия» в пользу «электронного вида документа». Принципиальное отличие состоит в том, что электронный вид подается в заранее определенной структуре и формате, что исключает использование скан-копий документа. При этом следует иметь в виду, что электронный документ – это такой же электронный вид документа, к которому добавлена ЭЦП, что делает его юридически значимым и позволяет использовать в качестве доказательства, например, при судебных разбирательствах.

    Говоря о втором отступлении, было бы некорректно не упомянуть предысторию предварительного информирования в Таможенном союзе (ТС). Статья 42 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 года говорит, что нормы предварительного информирования должны быть отрегулированы в отдельном международном договоре. В связи с этим было принято Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 21 мая 2010 года.

    В свою очередь, отсылочные нормы Соглашения были реализованы через решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», Коллегии ЕЭК от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» и от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».