Таможенный конфискат
 
 

Написание и оформление сгр


    оформление сгрВозвращаясь к ТК Союза, следует отметить оформление сгр, где определены позиции, о которых государства - члены Союза сумели договориться на момент написания Кодекса, и остальные позиции, по которым ЕЭК наделена компетенцией.

    Так, пунктом 17 ЕЭК дается право на определение основных порядков, связанных с ПИ. Это порядки представления, формирования и использования предварительной информации, а также определение ее состава, структуры, формата и лиц, которые обязаны либо вправе представлять ПИ таможенным органам. Кроме того, пункт 8 наделяет Комиссию компетенцией по определению порядка и сроков регистрации ПИ.

    Уточню, что в ходе предварительной проработки вопроса относительно разработки нормативных актов по предварительному информированию посчитали правильным «есть слона по частям», то есть готовили решения последовательно и выносили их на рассмотрение Коллегией ЕЭК по мере готовности.

    По мнению экспертов, базисом предварительного информирования являются порядки представления, содержащие перечень категорий лиц, которые обязаны либо имеют право представить ПИ, сроки ее представления, состав сведений, а также дополнительные случаи, когда она может не представляться. Эти порядки представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС различными видами транспорта, были разработаны и приняты в первую очередь (решения Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 51, от 17.04.2018 № 56 и № 57 и от 24.04.2018 № 62).

    Пунктом 1 статьи 11 ТК Союза определено, что предварительная информация представляется с целью оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза. Такая норма полностью соответствует рекомендациям Рамочных стандартов безопасности ВТамО.

    Однако в ТК Союза сделан существенный шаг вперед и вторым абзацем определено, что ПИ используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля. Это принципиальный, очень важный момент, так как, единожды подав таможенным органам сведения о ввозимом товаре (в целях оценки рисков), разумно иметь желание использовать эти сведения для совершения таможенных операций (например, для помещения товаров на временное хранение).

    оформление сгрПо понятным причинам ускорение прохождения таможенных формальностей как одна из основных целей имеет косвенное отношение к Рамочным стандартам безопасности ВТамО и поэтому просто не может входить в их состав. Если перечень сведений, необходимых для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прямо или косвенно определен в нормативных актах Коллегии ЕЭК, то оценка рисков регулируется исключительно национальным законодательством государств - членов Союза.

    Первостепенной задачей стало определение состава сведений, необходимых и достаточных для системы управления рисками (СУР). В ходе обсуждения эксперты в целом сошлись на том, что сведений, требуемых при уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств, достаточно для оценки рисков. Исключение было сделано в части автомобильного транспорта для Республики Армения (в сторону уменьшения количества сведений) и для Республики Беларусь (в сторону увеличения).

    Важно отметить, что предварительная информация в обязательном порядке (обязательный состав) представляется в объеме, необходимом для оценки рисков, а в расширенном составе – по желанию лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Более того, в порядках представления акцентировано, что таможенные органы не вправе ни от кого требовать представление ПИ в расширенном составе. Обязанность представления ПИ в обязательном составе возложена на перевозчика, ввозящего товары на таможенную территорию Союза. Общая норма о том, что от имени перевозчика может действовать таможенный представитель, в данном случае работает.

    При ввозе на территорию Союза товаров автомобильным и свидетельство о государственной регистрации железнодорожным видами транспорта с использованием паромов есть особенность. В этом случае порядок представления ПИ, установленный для водного транспорта, применяется только в части транспортных средств (паромов), а в части вагонов, автомобилей и следующих на них товаров применяются соответствующие порядки, принятые для автомобильного и железнодорожного транспорта.

    Воспользоваться правом представления ПИ в расширенном составе может не только перевозчик, но и иные лица. Например, кроме перевозчика, подать транзитную декларацию может круг лиц, определенный в ТК Союза, поэтому определено, что эти же лица могут воспользоваться правом представления ПИ для последующего использования при транзите. В расширенном составе также учтены интересы лиц, пожелавших представить сведения, необходимые для проведения санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Важность этой нормы будет понятна позже, при описании взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов (ГКО).

    Подчеркну, что при представлении информации перевозчик всегда должен подавать сведения обязательного состава. Это значит, что в случае, когда перевозчик уже подал ПИ в объеме обязательных сведений и хочет ее дополнить сведениями из расширенного состава, он должен подать и обязательные сведения, получив при этом новый регистрационный номер.

    Поскольку составы подаваемых сведений подробно и четко приведены в текстах решений, описывать их подробно не имеет смысла. Есть лишь одно уточнение: в ходе разработки решений эксперты смогли договориться о составе сведений, необходимых для помещения товаров на временное хранении. Ранее, в том числе при написании ТК Союза, прийти к общей точке зрения по этому вопросу, к сожалению, не получилось.

    Если ПИ представлена в расширенном составе и не перевозчиком, то она должна содержать либо соответствующий номер обязательной информации, поданной перевозчиком, либо номера транспортных (перевозочных) документов и номера транспортных средств. Это требуется для однозначного сопоставления обязательной и расширенной предварительной информации.