Таможенный конфискат
 
 

Без новых стимулов результата не будет нотификация




    нотификация Компания по привлечению действующих уполномоченных экономических операторов (УЭО) к переоформлению своих свидетельств в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), проводившаяся ФТС России с 2018 года, как и предсказывали практически все эксперты, закончилась полным провалом.

    На конец мая 2019 года в Реестр УЭО по новым правилам с выдачей свидетельств первого, второго или третьего типа включено всего семнадцать компаний. Из них лишь одиннадцать - это те, кто ранее находился в Реестре по нормам утратившего с начала прошлого года Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), а шесть компаний получили свои свидетельства УЭО впервые.

    Таким образом, на момент, когда данная статья готовилась к печати, на настоятельные призывы представителей ФТС России провести процедуру переоформления документов не в последний момент, а заблаговременно откликнулись лишь 7% компаний, имеющих статус УЭО. При этом 144 компании по-прежнему имеют на руках действующие свидетельства УЭО по ТК ТС и применяют специальные упрощения в рамках переходного периода, который, как известно, заканчивается 31 декабря 2019 года.

    Далее поделюсь своим мнением по поводу того, почему же реформирование самого института УЭО, проведенное в рамках ТК ЕАЭС, не породило в бизнес-среде нашей страны ажиотажного спроса на получение еще недавно для многих казавшегося столь заветным свидетельства уполномоченного экономического оператора. Ведь еще в начале 2018 года ожидалось и верилось, что именно компании, имеющие опыт применения специальных упрощений по ТК ТС, выстроятся в очередь на переоформление.

    НотификацияОднако, как уже отмечал, этого, к большому сожалению, не произошло. Конечно, одной из причин такой ситуации является традиционное русское авось, которое подразумевает откладывание дел на потом, причем даже самых важных. В то же время есть и иные, гораздо более весомые причины того, что в большинстве своем компании не торопятся получать или переоформлять статус УЭО по новым правилам.

    Главная из них, на мой взгляд, заключается в том, что бизнес сейчас достаточно серьезно задумался над тем, а насколько для него вообще будет эффективным нести затраты на включение в Реестр УЭО, да и стоит ли идти на такой шаг. Такое положение стало результатом серьезного ужесточения условий получения статуса уполномоченного экономического оператора, которое произошло с вступлением в силу ТК ЕАЭС.

    В поисках оптимального варианта решения компании проводят тщательные расчеты и сравнительный анализ реальных расходов и возможной экономии своих ресурсов от переоформления старых свидетельств, которые, как говорилось выше, сегодня еще действуют. Анализ ситуации показывает, что затраты для бизнеса на получение обновленного статуса уполномоченного экономического оператора определенно возросли. К этому привело не только ужесточение требований к оборудованию площадок и помещений УЭО, но и необходимость представить таможне удаленный доступ к сведениям из систем учета компании о проведении с товарами хозяйственных операций.

    Многие участники рынка оказались просто не готовы к такому повороту. В этом их можно понять. Особо, если так можно высказаться, напрягает неопределенность в отношении требований таможни к составу и форматам интересующих ее сведений. В итоге это приводит к тому, что компании вынуждены планировать свои бюджеты на модификацию систем учета, исходя из наиболее консервативных подходов в вопросах об обязательном учете товаров по партиям.

    В то же время обновленный статус УЭО, безусловно, предоставляет его обладателю множество специальных упрощений, эффект от применения которых мог бы превысить даже увеличившиеся затраты на включение в Реестр. Напомню, что по ТК ЕАЭС для операторов первого типа доступно девять упрощений, для УЭО второго типа – десять, для подпадающих под третий тип - целых шестнадцать специальных упрощений.

    Помимо упрощений, компании могут быть заинтересованы в том, чтобы при помощи получения статуса УЭО по ТК ЕАЭС приобрести положение низкого уровня риска, которое присваивается всем УЭО вне зависимости от типа свидетельства. Здесь стоит рассмотреть, какие из имеющихся упрощений могут заинтересовать компании https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/2.19/notification/ и принести им ощутимую экономию? Так, УЭО, имеющий свидетельство первого типа, может совершать таможенные операции, связанные с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, проводить таможенный осмотр или досмотр в первоочередном порядке.