Таможенный конфискат
 
 

Пора начать действовать сообща сгр таможенного союза


    сгр таможенного союзаСогласно вступившим сгр таможенного союза в силу в этом году новым таможенным правилам опытным компаниям - уполномоченным экономическим операторам (УЭО), получившим этот статус до 31 декабря 2017 года, для его сохранения необходимо в течение 2019 года пройти процедуру переоформления. В противном случае они потеряют право называться УЭО и не смогут пользоваться предоставляемыми им законодательно специальными упрощениями.

    Чтобы этого не произошло, как уже отмечал, всем УЭО необходимо к 31 декабря будущего года в полном объеме, особо это подчеркну, завершить переоформление своего нынешнего статуса УЭО в соответствии с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Как показывает и теория, и практика, средняя расчетная продолжительность процедуры получения нового свидетельства может составить до 9 месяцев. Исходя из этого, расчеты показывают, что компании, которые начнут решать данный вопрос позднее 1 апреля 2019 года, могут в итоге не успеть завершить процедуру к моменту окончания переходного периода.

    Как справедливо указывают эксперты, исходя из складывающейся на сегодня ситуации, уже в ближайшей перспективе актуальность проблемы, обусловленной достаточно большой продолжительностью сроков переоформления, начнет неуклонно возрастать. Дело в том, что в силу объективных причин подавляющее большинство компаний-УЭО еще не начало делать даже первые необходимые в этой ситуации телодвижения и заняло некую оправданно-выжидательную позицию.

    сгр таможенного союзаУже сейчас понятно, что «ждать милостей от природы» в лице ФТС России и региональных таможенных органов как минимум наивно. Поэтому можно с большой долей уверенности утверждать: если в ближайшие четыре месяца (до 01.04.2019) ситуация в корне не изменится, а компании, которые сейчас держат паузу, не направят в уполномоченные таможенные органы заявления о переоформлении статуса УЭО, то они рискуют впоследствии столкнуться с тем, что ФТС России просто физически не сможет до установленного законом дня «Х» обработать все поступившие запросы.

    Для компаний, которые своевременно не получат новые свидетельства, это будет означать, что после с 1 января 2020 года они не только будут вынуждены приостановить применение предусмотренных для УЭО специальных упрощений. Так, претендентов на получение свидетельства УЭО 3-го типа, которые не завершат процедуру переоформления в срок, может поджидать еще один неприятный сюрприз.

    Он кроется в положениях подпункта 1 пункта 5 статьи 433 и пункта 3 статьи 465 ТК ЕАЭС, которые предполагают, что для получения свидетельства УЭО 3-го типа компания должна иметь двухлетний стаж работы в качестве УЭО. Не стоит исключать вероятность того, что в этой ситуации ФТС России может выбрать традиционно консервативный для нее подход к трактовке закрепленных ТК ЕАЭС условий, то есть посчитать, что на момент принятия решения о включении в реестр УЭО 3-го типа компания обязана не только иметь необходимый стаж, но и быть включенной в реестр УЭО в момент принятия решения о выдаче свидетельства УЭО 3-го типа.

    Если служба примет такую трактовку, то она реально лишит возможности получить свидетельство 3-го типа те компании, которые не переоформили в срок свой статус и по этой причине были исключены из реестра. Конечно, можно будет попытаться одновременно получить свидетельства 1-го и 2-го типа, что открывает перед УЭО те же возможности, что и свидетельство 3-го типа. Однако затраты на приобретение двух указанных документов гораздо выше, чем на получение третьего.

    В этой связи напрашивается вопрос: если опоздание с переоформлением несет в себе такие риски, то почему же в массе своей УЭО не торопятся подавать заявления в ФТС России и запускать столь важную процедуру? При этом, в целом объективно оценивая риски складывающейся ситуации, ведомство в последнее время все активнее призывает бизнес не затягивать с переоформлением.

    Ответ, в принципе, находится на поверхности. Дело в том, что ФТС России до сих пор четко не сформулировала правила, по которым она в будущем намерена играть (работать) с УЭО. Именно поэтому большинство компаний предпочитает повременить с переоформлением своих свидетельств, посчитав, что «не зная броду, не стоит соваться в воду». Пока же у бизнеса нет четкого ответа на ряд вопросов, прежде всего касающихся конкретных требований таможни к системе внутреннего учета, используемой УЭО в его работе.

    На данный момент от службы по этому поводу поступило слишком мало информации, а ее отсутствие не только не проясняет ситуацию, а лишь провоцирует появление новых, более острых вопросов. В ответ ФТС России предпочитает обходиться яркими, но, к сожалению, малосодержательными выступлениями представителей службы на различных https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/2.19/notification/ конференциях и размещением презентаций о них на своем официальном портале.