Таможенный конфискат
 
 

Опять эксперименты сгр таможенного союза


    сгр таможенного союзаНе проясняет ситуацию и инициатива ФТС России о проведении сгр таможенного союза с рядом крупных компаний эксперимента «по проверке таможенными органами наличия системы учета товаров, предоставления удаленного доступа к содержащимся в ней сведениям лиц, претендующих на включение в реестр УЭО и включенных в него, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО)». Как пояснили в ведомстве, этот пилотный проект ставит целью «выработку технического решения по накоплению информации из системы учета компании-УЭО в промежуточной базе – «витрине данных» - с последующей выгрузкой полученных сведений в ЕАИС ТО».

    У бизнеса по этому эксперименту сразу возникло очень много вопросов. Начиная с очевидно избыточного объема специфической информации, которая, по мнению ФТС России, должна включаться в учетные данные по УЭО. Здесь изначально заложено противоречие принципу «рационального ведения бухгалтерского учета», поскольку не обеспечено разумное соотношение затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) запрашиваемой информации.

    Эксперты также обратили внимание на необоснованно продолжительный, по их мнению, срок проведения эксперимента: он продлится до августа 2019 года. Получается, что на момент его завершения до финиша процедуры переоформления останется всего четыре месяца. Кроме того, имеются пробелы в определении правового статуса «удаленного доступа таможни к системе учета УЭО». Это не позволит при его организации четко определить права и обязанности сторон.

    На наш взгляд, необоснованно расширен перечень лиц, в отношении которых таможенные органы могут предъявлять требования о необходимости согласования регламента информационного обмена, составе и формате данных в системе учета УЭО. При предлагаемом службой подходе, скорее всего, произойдет смешение традиционных импортеров с УЭО, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела с предъявлением требований о приеме к бухгалтерскому учету таможенного представителя товаров, перемещаемых его клиентами.

    сгр таможенного союзаЕще один долгожданный документ, разработку которого все еще ведет ФТС России, – новый административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов. К сожалению, на момент написания статьи он не был издан. Поэтому до сих пор никто не может разъяснить компаниям требования ФТС России, которые она намерена предъявлять к УЭО.

    Если в ближайшее время ситуация не изменится и служба не завершит работу по формированию нормативной базы, регламентирующей условия и процедуру прохождения проверок при включении в реестр УЭО, то не исключено, что на момент завершения переходного периода число компаний, обладающих статусом УЭО, в России резко сократится.

    Чтобы этого не произошло, ведомству необходимо, во-первых, как можно быстрее сформировать четкую и внятную стратегию и структуру требований к системе учета УЭО. Она должна основываться на принципе рациональности и учитывать отраслевые особенности тех или иных компаний-операторов. При этом следует предусмотреть отдельные подходы и требования к оптовикам, ритейлерам, производственникам и компаниям, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.

    Считаю, что служба должна дать бизнесу внятный ответ на простой вопрос: как с наименьшими затратами для заинтересованных сторон может быть обеспечена возможность сопоставлять сведения из систем учета УЭО с данными, имеющимися у таможни? Только после формирования указанной стратегии можно будет начинать обсуждение тактических и технических вопросов ее реализации.

    Пока, к сожалению, ФТС России сосредоточилась лишь на обсуждении мелких и второстепенных технических вопросов, предпочитая проводить эксперименты по обкатке экзотических решений для нескольких частных ситуаций. На фоне неуклонно приближающегося окончания переходного периода нынешняя ситуация, когда и ФТС России, и компании выдерживают некую выжидательную паузу, положение дел вокруг УЭО приобретает все более и более негативный оттенок. По мнению экспертов, только незамедлительное и конструктивное решение накопившегося вороха вопросов позволит спасти институт УЭО в России от краха, наступление https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/2.19/notification/ которого может стать реальностью с каждым впустую прожитым днем.